среда, 23 февраля 2011 г.

Ленинград победил врага!


14 января 1944 года в 9 часов 35 минут на немецкие позиции обрушился сокрушительный огонь советской артиллерии. Стреляли тяжелые крупнокалиберные морские орудия Кронштадтских фортов и кораблей Балтийского флота, тысячи полевых пушек и гаубиц. В 10 часов 40 минут войска 2-й ударной армии перешли в наступление с Ораниенбаумского плацдарма в направлении на Красное Село-Ропшу. 15 января перешли в наступление войска 42 армии с Пулковских высот на Красное Село. 17 января немецкая оборона была взломана по всему фронту.19 января наступающие части советских армий соединились западнее села Русско-Высоцкого. 27 января немецкая блокада Ленинграда была полностью ликвидирована. В честь этой победы вечером 27 января в Ленинграде прогремел салют 24 залпами из 324 орудий. К 30 января 1944 года немецкие войска были отброшены от Ленинграда на 70-100 км. Ленинград победил врага!


Сначала мы блокируем Ленинград и разрушаем город артиллерией и авиацией... Весной мы проникнем в город... вывезем всё, что осталось живое, вглубь России или возьмём в плен, сравняем Ленинград с землёй и передадим район севернее Невы Финляндии.
Из тезисов немецкого
доклада "О блокаде Ленинграда",
21 сентября 1941 года, Берлин

"Предполагается город окружить тесным кольцом и... путем обстрела и бомбежки сравнять его с землей. Если будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения".
Из директивы начальника штаба
Военно-морских сил Германии

"Слушай, Ленинград! Говорит Лондон... Лондон с вами... Ленинградцы, помните! В ответ на бомбы, сброшенные на ваш город, сбрасываются бомбы на столицу неприятеля. Победа за нами. Да здравствует Ленинград!"
Обращение Британской
радиовещательной компании
к гражданам Ленинграда,
прозвучавшее в эфире 8 сентября 1941 года

После войны родилось и растет уже третье поколение россиян. Стоит ли в XXI веке вспоминать события века XX и уделять внимание этой страшной странице нашей истории? Надо ли говорить о смерти, о том, что на войне погибали не только солдаты, но и мирные жители, и погибали не в бою, а от бомбежек, страшного голода и холода?
Надо. Ведь мы живем сегодня посреди разрухи и несчастья, хаоса и абсурда, по сути дела, на войне, полагая по наивности, что это - мир. Множество людей страдают и голодают, живут в бедности и нищете, искалечены физически и духовно. Сегодня в России более полутора миллионов детей-сирот. После Великой Отечественной их было менее 700 тысяч. Десятки миллионов людей находятся в ситуации выживания. Чем жить? Зачем жить? Как выжить? Где взять силы для этого? В нынешних сложнейших условиях человек, если хочет оставаться человеком, должен иметь зрелую философию и стратегию жизни, в выработке которой ему могут помочь духовные опоры наших предков, спасавшие их и в более страшных обстоятельствах.

В эти дни мир снова и снова поражается чуду - как мог выстоять, не сдаться город, громадный город, в котором оставались дети и женщины? Вопреки всему: под беспрерывными обстрелами и бомбежкой, без тепла, без электричества, без транспорта, без хлеба и еды - такого не было в истории самых жестоких войн. Ученые до сих пор спорят: как могли дистрофики жить, и не только жить, но работать, любить детей, верить в Победу? Что помешало Гитлеру взять город, разрушенный, голодный, замерзший?
Ответ простой - советский дух, который оказался выше научных рассуждений и военной стратегии, и благодаря которому город выстоял вопреки всему.

Блокада Ленинграда и то, как вели себя люди в ее нечеловеческих условиях, - это невиданный в истории человечества образец трагедии и триумфа, высочайшего героизма и силы духа, воли к жизни и способности находить средства и силы для выживания там, где их, казалось бы, и быть не может.

О том, сколько человек погибло в блокадные дни в Ленинграде, точных данных до сих пор нет и, вероятно, никогда уже не будет. В документах советской стороны на Нюрнбергском процессе фигурировала цифра в 650 тысяч только умерших. Эти данные основаны на примерном количестве захороненных на двух самых больших мемориальных кладбищах - Пискаревском и Серафимовском. Однако с первых же дней войны в Ленинград хлынул поток беженцев из западных районов страны, из Прибалтики. Сколько было беженцев и все ли они получили продуктовые карточки - не говорится ни в одном официальном документе. Известно другое - во время эвакуации из блокадного Ленинграда по "Дороге жизни" на "большую землю" от истощения и болезней умирал каждый четвертый. Разные исследования последних лет позволили назвать цифру - 1 миллион 200 тысяч погибших за 900 дней блокады Ленинграда.

В годы перестройки появилось много рассуждений о том, что надо было объявить Ленинград открытым городом, ну, как Париж, например, - и тогда удалось бы избежать блокады и всех её смертей. Особенно популярничали в этом плане известные тогда "либерал-демократы" Адамович и Гранин. Это были провокационные писания. Вряд ли их авторы не знали того, что Гитлер придавал захвату Ленинграда первостепенное значение. Падение Ленинграда могло стать роковым для страны: были бы утеряны уникальные промышленные объекты, Балтийский флот, отрезаны порты Мурманск и Архангельск, через которые шла помощь от союзников.

Захват немцами "колыбели революции" обернулся бы колоссальными потерями в экономическом, идеологическом и морально-политическом аспектах. Вполне вероятно, пала бы Москва, поскольку немцы получили бы возможность нанести по ней дополнительный удар с севера. Продолжая борьбу за Ленинград, Сталин спасал Москву и Россию.

Приказ Гитлера недвусмысленно гласил: Ленинград должен исчезнуть с карты мира. Фюрер неоднократно требовал сравнять город с землей, истребить все его население, задушить голодом, подавить сопротивление защитников массированными воздушными и артиллерийскими ударами. Город не мог надеяться на снисхождение. В случае захвата Ленинграда его жители были бы обречены - немцы кормить их не собирались. Директива верховного немецкого командования от 29 сентября 1941 года гласила: "Город окружить тесным кольцом и... путем обстрела и бомбежки сравнять его с землей. Если будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения". Это в оккупированном Париже могла продолжаться обычная мещанская жизнь - против СССР велась война на уничтожение.

9 августа 1941 года немцы обещали занять Ленинград. Ровно год спустя в несломленном городе состоялась премьера 7-й симфонии Шостаковича, которую впоследствии назовут "Ленинградской". Зал был полон, очереди за билетами в Большой зал городской филармонии были длиннее, чем в булочные. Весь зал филармонии сиял электрическими огнями: электричество тогда включали раз в день совсем ненадолго. В финальной части симфонии, которая должна обозначать победу над фашизмом, зал встал и зааплодировал. Чтобы обеспечить концерт, артиллеристы, оборонявшие город, исполнили в тот день собственную симфонию - обстрел позиций противника был непрерывным, и ни один самолет в тот день не проник в воздушное пространство Ленинграда.

Гитлеровская Германия блокадой Ленинграда стремилась подавить волю к сопротивлению всех народов, населявших Советский Союз. Германии это не удалось. Советский Союз использовал тот факт, что Ленинград в конечном итоге выстоял, как доказательство легитимности его права на управление народом. Вот уже почти двадцать лет современный российский агитпроп пытается развенчать наше недавнее прошлое - историю Советского Союза. Но социологические опросы показывают, что даже сегодня, когда людям задают вопрос: "Чем мы можем гордиться в прошлом?", 97,3% опрошенных отвечают: "Победой в Великой Отечественной войне". За 20 последних лет так и не было событий и ничего не сделано такого, чтобы можно было этим гордиться. Именно поэтому нынешний "послеавгустовский" режим столь двойственно ведёт себя в отношении Великой Отечественной войны. С одной стороны, он пытается "опереться" на её события и её героев, ибо это - святое для подавляющего большинства граждан России, с другой же, стремится отделить победу над фашизмом от советского государства и социалистического строя. Поэтому вернули народу музыку советского гимна и красные флаги в День Победы - и в то же время насильно, вопреки мнению самих горожан, Ленинград переименовали в Санкт-Петербург, попытались изменить символ победы - Красное Знамя с серпом и молотом у древка, а все города и села страны даже в День Победы украшают власовские триколоры. Даже на флагштоках Пискаревского мемориального кладбища приспущены уже не красные флаги, как совсем недавно, до Матвиенко, а власовские, бело-сине-красные. При Валентине же Матвиенко перестала гореть по ночам надпись на крыше гостиницы у Московского вокзала - "ГОРОД-ГЕРОЙ ЛЕНИНГРАД".

Уважение людей, ветеранов войны и блокадников нельзя заслужить пенсионными надбавками и продуктовыми наборами к юбилейным датам, если при этом унижается их чувство собственного достоинства, подвергается сомнению правота дела, за которое они воевали и погибали, если искажается их собственное прошлое.

Но выстоял в блокаде именно Ленинград. Город Ленина. Нынешнему Кремлю не принадлежит прошлое СССР, он может лишь попытаться "примазаться" к нему. Но принижая не столь уж и далёкое прошлое в глазах народа, не опираясь на него по сути, а только на словах, невозможно построить в стране гордое будущее.

В 1994 году на торжествах в Нормандии, посвящённых 50-летию открытия второго фронта, тогдашний президент Франции Ф. Миттеран сказал: "Не было бы защиты Ленинграда, сапог немецких солдат до сих пор бы топтал Францию". Если это помнят они, французы, то не следует об этом забывать и нам. Тем, кто родился после войны, многого уже не понять, и того, что пережило военное поколение, - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти. И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.

Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий